Изменения в 44-ФЗ с 1 июля 2018 года в одной таблице
Федеральный закон 44-ФЗ является одним из главных законов в системе государственных закупок в России. Им регламентируется контрактная система закупки товаров/услуг на нужды государства и муниципалитетов. В законе подробным образом описывается, каким образом планируются и производятся госзакупки, как производится мониторинг/контроль закупок, и как обжалуются действия заказчика. В 2018-2019 году закон подвергается изменениям и улучшается, для этого предпринят ряд правок. Некоторые из них вступили в действие с 1 июля. Изменения в 44-ФЗ с 1 июля 2018 года в одной таблице принятых поправок.
Фото: pixabay.com
Смысл изменений 44-ФЗ
Основной смысл изменений федерального закона 44-ФЗ состоит в полном переходе конкурентных закупок в электронный формат. До этого был лишь электронный аукцион, сейчас форм организации госзакупок в электронном виде больше.
Переход на обязательную организацию госзакупок исключительно в электронном формате станет постепенным.
Обязательными они будут лишь с 2019 года, с 1 июля 2018 года же стартовал переходный период, когда участники госзакупок имеют возможность работать и по-старому, и по-новому, однако им за это время требуется перестроиться и адаптироваться к новому порядку.
С 1 июля 2018 года вступила в действие основная часть изменений в 44-ФЗ:
- в перечень требований к участникам добавлено еще одно – должны отсутствовать установленные законодательством ограничения для участия в госзакупках,
- в контракте сейчас должны быть прописаны условия того, что сумма, подлежащая к уплате заказчиком, снижается на сумму налогов и иных обязательных платежей в пользу бюджета, если заказчик обязан вносить подобные платежи,
- если говорить про новые электронные закупки, то на данный момент участие заказчиков в них добровольно, но сам перечень форм закупок в электронном формате теперь гораздо больше, чем ранее.
Так или иначе, хоть с 1 июля 2018 года участие заказчиков в электронных закупках и не обязательно, тем не менее они должны переходить на эту форму до конца года. Поскольку с 1 января 2019 года госзакупки будут исключительно электронными.
Для перехода на электронную форму закупок, заказчикам требуется оформлять аккредитацию на электронной площадке.
Фото: pixabay.com
Что предоставляет переход на электронную форму госзакупок
Специалисты указывают ряд важнейших преимуществ изменений в законе 44-ФЗ с 1 июля 2018 года:
- процедуры будут прозрачнее, заказчики не будут иметь возможности договариваться с «нужными» поставщиками, будет исключена возможность повреждения конвертов с заявками, и их противозаконного просмотра,
- меньше станет иных субъективных факторов в деятельности заказчиков и комиссий,
- конкуренция госзакупок станет выше, так как в них получат возможность принять участие поставщики из других регионов, что даст больше шансов для бизнеса и экономию бюджета,
- издержки участников на подготовку заявки/участие в конкурсе будут снижены, что означает, что число желающих поучаствовать в закупках станет больше и увеличит конкуренцию.
Таблица изменений закона 44-ФЗ с 1 июля 2018 года
Главные изменения 44-ФЗ с 1 июля 2018 года в одной таблице:
Как было до 1 июля 2018 года | Как стало после 1 июля 2018 года |
Отсутствовали определения электронная площадка, специализированная электронная площадка, оператор электронной и специализированной площадки. | Статья 3 пополнилась новыми определениями. |
Отсутствовал реестр участников закупок. | Такой реестр появился, его ведет Казначейство. |
Допускалась неквалифицированная электронная подпись. | Допускается только квалифицированная электронная подпись. |
Существовали каталоги товаров, работ и услуг | Единый каталог ТРУ, которым пользуются заказчики, описывая объекты закупок |
Размер обеспечения заявки – максимум 5% НМЦК | Размер обеспечения привязан к диапазону НМЦК |
Перечень единых требований к участникам закупок в ст. 31 ч. 1 содержал 10 пунктов. | Добавлен 11-й пункт о том, что участник закупок не должен иметь ограничений для участия |
Пеня для нарушителей сроков рассчитывалась исходя из ставки рефинансирования | Теперь используется ключевая ставка |
В законе не содержался минимальный размер НМЦК для требования обеспечения заявки | Минимальная величина НМЦК для такого требования – 1 миллион рублей. |
Существовало обязательство заказчика проводить открытый конкурс, кроме нескольких исключений | Требование утратило силу. |