Как рассчитать себестоимость продукции
Прежде чем проводить вычисления себестоимости какого-либо товара, нужно разобраться с самим понятием. Себестоимостью принято называть определенную сумму денег, затраченную на производство товара, и ее дальнейшую реализацию в виде услуги или продукта. В производстве конкретного вида продукции используются различные материалы: природные ресурсы, энергия, сырье и т.д. Обладая этими знаниями, можно переходить к следующему вопросу и, наконец, узнать, как рассчитывается себестоимость продукции.
Как правильно рассчитать себестоимость
Экономисты используют два понятия:
- Полная себестоимость (коэффициент издержек к общему объему производства)
- Предельная себестоимость (себестоимость одного товара)
Рассчитать себестоимость можно несколькими способами. Один из них подходит скорее для массового производства и вычисляется путем экономических затрат. К ним относятся:
- Оклад всех сотрудников
- Средства, выделенные на рекламную кампанию
- Денежные вклады в государственные фонды
- Амортизация производства
- Необходимые затраты на материалы и сырье (исключения составляют средства от возвратных расходов, которые используются в последующих производственных оборотах)
Общая сумма указанных затрат должна покрывать себестоимость товара.
Если вы хотите совершить расчет и узнать себестоимость единицы определенной продукции, то вам подойдет второй способ. В этом случае расчет будет производиться с помощью статей калькуляционного учета. К ним можно отнести:
- Расходные материалы и вторсырье, которые используются для производства отдельной единицы продукции
- Энергия, водоснабжение и подача топлива, которые тратятся при производстве
- Полуфабрикаты другого производства
- Изнашивание приспособлений и инструментария
- Амортизация используемого оборудования
- Заработные платы и социальные выплаты
- Сумма денежных средств по цеху-производителю
Если суммировать все эти затраты, то мы получим себестоимость единицы продукции. Теперь, чтобы вычислить общую себестоимость, необходимо приплюсовать к исходному показателю внепроизводственные затраты (траты на бензин, реализацию товара и т.д.) и прибавить возможные издержки организации.
Существуют такие товары, которые не производятся данной организацией, но являются элементом их продаж. В таком варианте их себестоимость будет постепенно увеличиваться по ходу приближения к покупателю. То есть сначала мы имеем товар по цене его закупки. Далее к нему добавляется расходы на отправку, реализацию и т.д.
Пример
Допустим, что вы на собственном автомобиле приезжаете в продуктовый магазин и покупаете там булку хлеба стоимостью 20 рублей. Таким образом, ваши затраты будут составлять:
- Денежный эквивалент времени, затраченного на путь до магазина -50 рублей
- Износ машины – 5 рублей
Теперь мы можем с легкостью рассчитать себестоимость одной булки хлеба, зная затраты на ее доставку: (20+50+5)/1 (количество) = 75 рублей
Если вы приобретете две булки хлеба, то себестоимость каждой их них будет составлять:
(20 x 2 +50+5)/2 = 47,5
Таким образом, становится понятно, как себестоимость товара напрямую зависит от его количества в партии.
Теперь вы, открывая собственный бизнес, будете понимать, как рассчитывается себестоимость продукции или отдельных единиц товара.