Дефицит бюджета России на 2015 год
Согласно данным, которые предоставили сотрудники института «Центр развития» при НИУ «Высшая школа экономики», прогнозируется дефицит бюджета России в 2015 году. Также обещают быть дефицитными 2016 — 2017 годы. Среди направлений для увеличения расходов выбраны: национальная оборона, государственное управление и национальная экономика. А вот затраты, необходимые для поддержания сфер здравоохранения и образования, будут снижены.
Дефицит российского бюджета на 2015 год
Проект бюджета РФ на 2015 — 2017 годы был принят правительством страны еще в начале сентября 2014 года. В основном он опирается на долгосрочный умеренный темп экономического роста, но тем не менее сотрудники Центра развития сочли прогноз весьма оптимистическим. На текущий момент 2014 год обещает завершиться профицитом бюджета 0.4 % по отношению к ВВП. Последующие годы, с 2015 по 2017 включительно, власти планируют, исходя из дефицитной схемы дохода — 0.6% (к ВВП).
Министерство финансов РФ пыталось оставить без изменения величину доходов от продажи нефти и газа, при этом увеличить доходы от альтернативных направлений. Но подобная задача оказалась ему не под силу. По-прежнему, расходы растут, в то время как найти способы повышения дохода удается с трудом.
При составлении долгосрочного прогноза на 2015 год министерство финансов руководствовалось предположением о том, что действие санкций будет ограничено, а инфляция составит примерно 5,5 %. Дополнительные cредства получится привлечь посредством продажи акций НК «Роснефть» на сумму сто млрд. руб. Кроме того, было выдвинуто предложение о продлении удержания пенсионных накоплений граждан на 2015 год в размере шестисот млрд. руб. Несмотря на предыдущие принятые меры, изменения в систему налогообложения вноситься не будут. Также правительство РФ не приняло ряд кардинальных предложений министерства финансов, среди которых прозвучала идея отмены выплат страховой пенсионной части.
Урезаются затраты на поддержку образования и медицинского обслуживания
Дефицит бюджета России на 2015 год повлек уменьшение финансирования по следующим направлениям.
- Развитие образования. Если в 2014 году отношение расходов направления к общему числу расходов составляло 4.65 %, то в 2015 году — составит 3.95 %.
- Система здравоохранения. Бюджет отрасли будет урезан на 1.1 %, хотя в нее планируется направить межбюджетные выплаты из фонда Обязательного Медицинского Страхования. Расходы на переводы средств из вышестоящих бюджетов нижестоящим в 2015 году составят 4.38 %, что примерно на 1,2 % ниже, если сравнить с предыдущим годом.
- Социальная сфера. Расходы на её поддержку в период с 2014 по 2015 годы, значительно снизились по сравнению с предыдущими двумя годами, так как государство приостановило отчисление денежных средств на формирование накопительной пенсионной части.
- Жилищно-коммунальное хозяйство. В период с 2012 по 2015 годы финансирование отрасли снизилось с 1.77 % до 0.82%.
- Обслуживание госдолга. По сравнению с 2012 — 2013 годами в 2014 — 2015 выплаты в среднем увеличились на 0.4%. Отметим, что на протяжении четырёх последних лет, начиная с 2012 года, расходы по долговым обязательствам на 1 — 2 процента больше, чем расходы на финансирование целой отрасли ЖКХ.
Прослеживается тенденция линейного возрастания доли расходов на государственное управление на протяжении 2012 — 2015 годов. Начиная с 2012 года бюджет национальной обороны вырос примерно на 5 % к 2015 году. Одним из самых затратных направлений стала так же национальная экономика, расходы по которой в 2015 году увеличились примерно на 2 %, если их сравнить с 2014 годом.
Недёшево обходится России Крым
Рост доли расходов на финансирование отрасли «Национальная экономика» следует рассмотреть подробнее, поскольку он частично формирует дефицит бюджета России на 2015 год.
В основном текущие изменения обусловлены существенным увеличением затрат по пункту «Национальная экономика (прочие вопросы области)». В свою очередь это связано со вступлением в Федеральную целевую программу социально-экономического развития Республики Крым и гор. Севастополя до 2020 года, на которую выделено порядка 370 млрд. руб., что составляет 14 % по отношению ко всем разделам национальной экономики и порядка 2.5 % от общего числа расходов. Причем, как уточнили эксперты-экономисты, точные цели трат пока не определены. Хотя основные задачи развития региона известны: улучшение транспортного сообщения с материком, развитие инженерной промышленности, увеличение снабжения электроэнергией, развитие туристической сферы и повышение уровня жизни бывших граждан Крыма.
На треть меньше предыдущего пункта государство рассчитывает потратить на «Дорожное хозяйство». И, как заявил министр финансов России Силуанов А. Г., повышение расходов в этом направлении связано преимущественно со строительством транспортной развязки в Москве.
Инвестирование из Фонда национального благосостояния РФ в качестве дополнительной меры для укрепления устойчивости бюджета государством было принято решение израсходовать 60 % средств фонда, но таким образом, чтобы трата не превысила 1.740 трлн. руб. Весь же актив фонда в начале сентября 2014 года составил приблизительно 3.150 трлн. руб., причем около 470 млрд. руб. было перечислено в ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности». Последний, согласно формальной договоренности, обязан перечислить обратно около 120 млрд. руб. в декабре 2014 года. Но, согласно экономическим прогнозам, вероятность возврата средств крайне мала.
Однако, в 2015 году ожидается увеличение объема ФНБ до 3.194 трлн. руб.
Напомним, что стабилизационный фонд РФ основал в 2004 году Кудрин А. Л. — действующий на тот момент министр финансов. Впоследствии, когда случился кризис 2008 года, фонд был разделен на две части — Резервный и ФНБ, которые должны отвечать за безопасность федерального бюджета и стабилизировать пенсионную систему РФ соответственно.