Что ждёт Россию в 2017 году: мнение экспертов
Что ждёт Россию в 2017 году — вопрос для жителей страны в преддверии года далеко не праздный. Былой уверенности в благополучном завтрашнем дне стало гораздо меньше — несмотря на все старания телевизионных пропагандистов, россияне чувствуют экономический кризис на себе, так что всех очень волнует, что нас ждёт в 2017 году. Экономический прогноз со стороны различных экспертов и аналитиков также различен, попробуем разобраться в этом вопросе вместе.
Как развивался кризис в России
С тем, как в России начал развиваться экономический кризис и кто несёт за это ответственность, всё не так просто, как хотелось бы это втолковать нам “говорящим головам” с телеэкранов. Ещё до того, как были введены санкции со стороны большинства стран Запада, наметились определённые тенденции к спаду экономики. Дело в том, что модель развития, завязанная на поступлении денег в бюджет от продажи углеводородов за рубеж, начала исчерпывать себя в начале 2010-х гг. Если за десять лет до этого цена на нефть в районе 30-40 долларов считалась фантастически высокой и вызывала бурный рост всей экономики, то к 2013 году даже цена в 100-150 долларов за баррель лишь помогала удерживать минимальный рост ВВП, позволяющий разве что не отставать от темпов развития европейских стран, но далеко не достаточный для того, чтобы их догнать.
Проблема в том, что построенная в России экономика имела в своей основе один врождённый порок — ей постоянно требовался рост цены на нефть, даже стабильно высокая цена около 100 долларов начала вызывать пробуксовку и стояние на месте. Всё это было видно экономистами в 2013 году очень хорошо — рост был минимальный, наметилось множество отрицательных тенденций, включая рекордный на тот момент объём вывоза капитала за рубеж. Впрочем, до крупномасштабного кризиса было далеко.
Гром грянул в 2014 году. Сначала российская власть пошла на очень успешный с точки зрения своей популярности внутри страны, но сомнительный с точки зрения всего мира шаг, когда аннексировала часть соседнего государства. Европейским государствам и США нужно было что-то предпринимать, с их стороны начали вводиться экономические санкции за этот шаг. В первую очередь экономика лишилась дешёвых кредитов в Европе, на которых зарабатывало большинство российских банков, которые за счёт этих займов перекредитовывали по гораздо более высоким процентам российский бизнес и население страны, что в свою очередь вносило свой вклад в рост национального ВВП.
Второй удар пришёл со стороны нефтяного рынка — технология добычи сланцевой нефти, над которой самодовольно смеялись многие первые лица российских нефтяных компаний, не принимавшие её всерьёз, набрала серьёзные обороты, и множество небольших частных компаний, в первую очередь в США, вышли на рынок и полностью изменили его. Высокое предложение само по себе начало сбивать цены, традиционным поставщикам нефти из арабских стран такая конкуренция тоже ни к чему, в итоге у производителей сланцевой нефти нашли слабое место в виде относительной дороговизны самой технологии и ударили по нему, сбив цены до уровня, когда добывать нефти новым методом оказалось экономически нецелесообразно.
От моментального краха страну спасла политика, которая проводилась министром финансов А.Л. Кудриным в пору его нахождения на этом посту. Дальновидный финансист создал “подушку безопасности” для российской экономики, откладывая деньги на чёрный день в специальные фонды. Правительство приняло ряд антикризисных мер, сократило свои расходы и начало пользоваться “кубышкой Кудрина”. Это спасло экономику от коллапса, но наступление сложных времён почувствовали на себе все россияне. Президентом Путиным в 2014 году предлагалось потерпеть пару лет, после чего, дескать, всё само по себе наладится. Как и почему всё наладится, национальный лидер не объяснил, да и сам вряд ли знал. Из его слов было очевидно только, что руководство страны надеется, что за два года цена на нефть восстановится, как это было после кризиса 2008 года.
К концу 2016 года два года прошли, оснований для скорого и быстрого восстановления экономики не осталось, и россиян очевидно беспокоит вопрос, что ждет экономику России в 2017 году. Мнение экспертов на этот счёт ниже.
Что ждет Россию в 2017 году: экономический прогноз
Начнём с прогнозов официальных. По расчёту Министерства Экономического Развития, эксперты которого составили в 2015 году прогноз развития российской экономики, в 2017 году страну ждёт рост в 1,9% ВВП. В принципе, будет очень приятным сюрпризом, если эта цифра будет перекрыта или хотя бы достигнута, поскольку на конец 2016 года выглядит она как максимум, который в принципе можно будет достичь.
Центральный Банк России, устами своей главы Эльвиры Набиуллиной, говорит о том, что пик кризиса будет в конце 2016 года, рост начнётся в 2018 году, а 2017-й, соответственно, будет годом нахождения экономики в своеобразном равновесии в низшей точке.
Примерно то же думает и Алексей Кудрин, бывший министр финансов. Он считает, что особых взлётов и падений ждать в 2017 году не нужно, экономика России по всем показателям относительно предыдущего года будет показывать нулевой или незначительный положительный рост.
Аналитики Всемирного Банка дают России в 2017 году рост в 1,3%. Эксперты Международного Валютного Фонда солидарны с большинством анализов и говорят о нахождении российской экономики в 2017 году около нулевой отметки роста.
Наиболее пессимистичный прогноз дал американский финансист Джордж Сорос, предсказавший в 2017 году высокую вероятность прохождения экономикой России точки невозврата, после которой события начнут развиваться неконтролируемо и непредсказуемо.
Почему экономический прогноз — не самое главное
Таким образом, по вопросу о том, что ждёт Россию в 2017 году, мнение экспертов в основном схожее и резюмировать его можно следующим образом: российскую экономику не ждёт как ничего особо хорошего, так и ничего особенно плохого. Обещания президента Путина от 2014 года про восстановление максимум в 2016 году были или некомпетентностью главы государства, или конъюнктурным обманом, чтобы успокоить и слегка усыпить народ просьбами немного потерпеть. Ставший очевидным в 2014 году кризис развития экономической модели современной России продлится дольше, экономика и политическая система требуют реформирования, иначе крах её практически неизбежен. Пойти на такие реформы власти страны пока не готовы, но вполне вероятно, что нас ждёт в 2017 году начало каких-то перемен, если экономический прогноз экспертов правительства по поводу дальнейшего развития окажется негативным.
А он может оказаться таким, поскольку накопленные А. Кудриным резервы практически исчерпаны. Косвенно о возможности серьёзных грядущих реформ говорят те возможности, которые теперь имеет российская власть, получившая в Государственной Думе по итогам выборов 2016 года конституционное большинство, позволяющее изменять основной закон страны не советуясь ни с кем из других политических партий и никого не уговаривая. Журналистами обнаружено очень странное выделение средств в бюджете 2017 года на проведение президентских выборов, которые могут пройти досрочно. Прибавим к этому политические последствия (положительные или отрицательные, покажет время) от участия России в военных конфликтах в мире. В итоге получается, что по вопросу о том, что ждёт Россию в 2017 году, мнение экспертов может быть перечёркнуто непредсказуемыми политическими событиями, и в том, что нас ждет в 2017 году, экономический прогноз — не самое основное, на что стоит обращать внимание.