Как получить субсидию при УСН
Предприятия, пользующиеся упрощенной системой налогообложения, на практике сталкиваются с проблемой, связанной с субсидиями. Дело в том, что многие не знают, надо ли ее брать в расчет при подсчете единого налога. В статье детально разобрана ситуация о том, как можно получить субсидию при УСН, о которой мы поинтересовались у коммерсантов.
Субсидии при УСН
Согласно статье № 78 БК РФ о предоставлении субсидий частным предпринимателям, юридическим и физическим лицам, государственные субсидии предусмотрены к выдаче безвозмездно и не требуют возврата в качестве компенсации расходов или же неполучения прибыли.
Законодательно-нормативные акты, призванные регулировать порядок выдачи субсидий для коммерческих предприятий, устанавливают следующие параметры предоставления субсидий:
- виды коммерческих организаций и условия их подбора для возможности предоставления денежной дотации;
- критерии, нормы и планы по использованию субсидии.
То есть, предприятия вправе направить запрос на получение субсидии для оказания помощи лицам, не имеющим постоянной работы и занимающимся фрилансом, тем самым увеличив количество рабочих мест. Для получения подобных дотаций необходимо выполнить некоторые требования, зависящие непосредственно от местонахождения предприятия и действующих территориальных программ по уменьшению числа безработных среди населения.
По упрощенной системе налогообложения чаще всего работают предприниматели малого бизнеса. За счет чего им предоставляется возможность получить материальную помощь – субсидии из государственного бюджета. Об этом говорится в первом пункте статье №17 Федерального закона РФ.
Субсидии при подсчете налога
Стандартами бухгалтерского учета определяется учетная политика по субсидиям, средствам на текущие расходы организации, кредитам из бюджетных фондов. Об этом сказано в положении 13/2000 об учете государственной помощи. Таким образом, предприятия, работающие по упрощенной системе налогообложения, должны регистрировать весь финансовый оборот без исключения, так как Федеральный закон № 402 не предусматривает каких-либо оговорок.
Есть несколько вариантов, как получить субсидию при УСН. Необходимо обозначить одну из следующих целей, на которые запрашивается материальная помощь. Это может быть:
- затрата средств на приобретение или постройку долгосрочного имущества;
- операционные издержки.
По ссылке на 7 пункт положения бухгалтерского учета 13/2000, выделенная материальная помощь может учитываться как на момент ее выдачи в качестве субсидирования или покрытия дебиторского обязательства, так и в течение периода отчисления денежных средств. В основном используют именно последний вариант.
Субсидирование на приобретение основного капитала
При получении основного капитала из программы государственного субсидирования предприятий, их учет производится следующими отметками:
- ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86 – получение бюджетных средств;
- ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60 – показаны затраты на приобретение основного капитала;
- ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51 – показана выплата, причитающаяся производителю;
- ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08 – основной капитал зачислен к использованию;
- ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 98 – показано направление употребления, полученных средств;
- ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 02 – установлены амортизационные отчисления.
Параллельно делают еще одну запись:
- ДЕБЕТ 98 КРЕДИТ 91 – отчисление прибыли последующих периодов в качестве иных доходов, соизмеримых с установленной амортизацией отчислений.
Субсидирование на операционные расходы
Приобретение бюджетных средств на расходы, связанные с операционной деятельностью предприятия, отмечается следующими пометками:
- ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86 – получение бюджетных средств;
- ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60 – расход средств на покупку материалов;
- ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51 – показана выплата, причитающаяся производителю;
- ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10 – использование материалов на предприятии;
Наряду с этим отмечается следующее:
- ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 91 дополнительный счет на иную прибыль – показана субсидия в совокупности с иной прибылью.
Подсчет субсидий в едином налоге
Статья 251 НК РФ допускает не учтенные субсидии, выданные бюджетным и самостоятельным организациям, стипендии, выделенные ресурсы для государственных предприятий для ведения операционной деятельности. Таким образом, компании, работающие по упрощенной системе налогообложения, могут опускать перечисленные поступления при ведении бухгалтерского учета. Однако в статье ничего не сказано про дотации для предприятий, осуществляющих коммерческую деятельность, необходимых для покрытия текущих издержек.
От Министерства финансов РФ было получено объяснение по этому поводу, в котором сказано, что предприятия, применяющие УСН, обязаны учитывать субсидии, предоставленные государственным бюджетом и призванные покрыть расходы на материалы, необходимые для производственной деятельности организации. Подобные субсидии не входят в список средств целевого субсидирования, следовательно, должны учитываться при УСН.
Но организация может сократить денежные поступления, предназначенные для покрытия издержек, если направит бюджетные поступления на выплату долгов за материалы, оплату заработной платы и оплату за предоставление услуг. Об этом также говорится в разъяснительном сообщении Министерства финансов.
Вопрос о том, как получить субсидию при УСН был рассмотрен выше. Теперь стоит задуматься, как учесть полученную субсидию при налогообложении. Согласно федеральному закону № 209, средства следует учитывать вместе с прибылью, пропорциональной действительным расходам не превышая срока в два налоговых периода с момента предоставления субсидий.
По истечению срока в два налоговых периода, размер выделенной субсидии должен быть выше учтенных расходов, что бы полученная разница вошла в состав прибыли предприятия.
При получении субсидии в качестве помощи безработным и создания новых рабочих мест, в таком случае она должна быть учтена в срок не более трех налоговых периодов с указанием всех, связанных с этими субсидиями издержек.
Не затраченные денежные ресурсы должны быть указаны в прибыли налогового периода, где закончился срок их выдачи.
Если условия при получении субсидий нарушены, то их следует зачесть в прибыль за тот период, где было выявлено нарушение. В качестве нарушения может считаться некорректное использование денежных средств. Подробную информацию о нарушениях, связанных с субсидиями и их учете в этом случае, можно прочитать в разъяснительных посланиях Министерства финансов № 03-11-11/152, 03-11-11/87 и в положении Федеральной налоговой службы № ШС-07-3/215.
То есть, предприятия, работающие по упрощенной системе налогообложения, получившие субсидии для помощи безработным гражданам и для создания дополнительных рабочих мест, должны учитывать субсидии при условии, что:
- выделенные денежные ресурсы не были полностью затрачены на момент окончания третьего налогового периода;
- условия при получении субсидий были нарушены.
При работе с объектом «Прибыль», следует пользоваться такими же положениями, которые применяются для объекта «прибыль за вычетом издержек».