B2B Master - новостной портал для предпринимателей России: бизнес, недвижимость, реклама, законы, идеи бизнеса - всё это B2B Master.
Последние комментарии
  • Загрузка...
Дата: 21, Март, 2016
Автор: admin

Почему в России дорогой бензин при дешёвой нефти

Пока стоимость одного барреля «черного золота» уже несколько месяцев стабильно стремится вниз, многие оптимисты продолжают надеяться на снижение цен не только на бензин, но и на все продукты на отечественных прилавках в целом. Но в реальности получается парадокс – вот уже продолжительное время никто не может ответить на вопрос, почему в России дорогой бензин, хотя нефть дешёвая. А ведь действительно, почему углеводороды дешевеют, тогда как цена на бензин стоит на одном месте, а чаще всего ещё и растёт. Подводные камни рыночной экономики на этот раз проявили себя в форме эдакого необъяснимого дисбаланса. Очень ярко о проблеме говорит статистика: за последний год мировая цена на нефть опустилась на 38%, а за последние пару лет и того больше – на целых шестьдесят, в то время как на автозаправочных станциях цены изменились на 8%. Наверное, Вы подумали, что топливо подешевело на восемь процентов. Однако, всё с точностью да наоборот. Самое простое объяснение этому – излишняя монополизированность российской экономики и ценовой произвол, который никак не сдерживается со стороны Правительства. Манипулирование ценами для своей выгоды – отличный вариант «навариться», раз уж никаких препятствий этому государство не ставит.

Почему в России дорогой бензин при дешёвой нефти

Почему в России дорогой бензин, хотя нефть стоит недорого

Федеральная Антимонопольная Служба России уже в который раз доказывает свою фактическую неэффективность. Ситуация с одними из самых высоких в мире цен на бензин в сочетании с «ничтожной» ценой за баррель нефти удерживается на российском рынке уже довольно давно. Конкретных мер противодействия этому не было разработано ни со стороны Правительства, ни со стороны Антимонопольного комитета. Почему власти предпочитают отмалчиваться? Во-первых, существует мнение о том, что подобный диссонанс в какой-то степени выгоден представителям российских политических элит и позволяет им неплохо «навариться». Во-вторых, в речах некоторых чиновников проскальзывает удивление по поводу того, что вопрос о бензине так интересует россиян. Но это уже, скорее, игра на публику и затягивание с решением проблемы.

А как поступают более развитые страны, что творится у них?

Если внутри страны возникают какие-то серьезные проблемы, первое, что следует сделать – посмотреть на опыт других стран и оценить его «живучесть» для российских реалий, а также плюсы и минусы реализации. На крайний случай, такая схема действий иногда может быть применима к механизму принятия решений Правительством. Это не всегда эффективно, но в этот раз оценить масштабы катастрофы таким образом было бы совсем не лишним. Для начала, обратимся к ближайшим нашим соседям и выясним, как с монополиями борются страны Старого Света. В этом смысле Европейский Союз всегда руководствовался несколькими приоритетами:

  • Работа над улучшением инвестиционного климата;
  • Развитие технологий и информационной безопасности;
  • Посильная поддержка государством малого и среднего бизнеса;
  • Стремление диверсифицировать процесс производства;

Такие нехитрые принципы обеспечивают довольно успешную антимонопольную политику во многих Европейских странах. Рассмотрим хотя бы пример Германии и Италии:

Германия. Как только уровень цен внутри экономики перестает быть стабильным и начинает скачкообразные движения, немецким Правительством тут же принимаются меры по его корректировке. И чтобы ни говорили противники концепции вмешательства государства в экономику, такой подход успешно «работает» на протяжении многих лет.

Италия. Уникальная, но поражающая своей простотой схема: чтобы избежать монополии супермаркетов на рынке, теперь им нельзя граничить с небольшими магазинами, а одно из обязательных условий открытия – присутствие в ассортименте товаров отечественного производства.

Недаром говорят, что лучший способ всегда лежит на поверхности.

Ценовой парадокс

Казалось бы, Россия, как один из крупных экспортеров нефти и других энергоносителей, не должна переживать подобные проблемы. Однако, тот факт, что в странах, которые закупают нефть, цена бензина на заправках вдвое ниже, чем в России, повергает обычных граждан в шок. Ситуация, когда нефть дешевеет, а бензин дорожает сохраняется при том, что уровень цен в России уже достиг американского. Американцы закупают нефть преимущественно в России, которая ее производит, а за литр бензина платят смешные по российским меркам 23 рубля. Для российских граждан не остается больше никакого выхода кроме того, как приспособиться к подобной несправедливости. Но последовательный рост цены горючего сначала на 8%, а совсем недавно на все 14%, вызвал возмущение всех без исключения слоев российского населения. В 2016 же году намечается ещё один скачок – по слухам, стоимость вырастет ещё на двадцать процентов.

Экспертное мнение

При том, что рост цен на бензин сохраняется и при низкой стоимости за баррель нефти, в случае увеличения последней, бензин подскочит в цене еще на несколько пунктов. Такой прогноз заставляет усомниться в существовании знаменитой «невидимой руки рынка». Либо механизмы рыночной экономики дали сбой, либо внутренняя экономическая политика России настолько неэффективна, что не может справиться с этой проблемой. Российские экономисты объясняют причины сочетания дешевой нефти и дорого бензина высоким уровнем инфляции в стране, которой в последнее время достиг отметки почти в 17%. Однако во всей этой ситуации удивляет подход чиновников: учитывая, что дорогих машин и в принципе автомобилистов в России становится все больше, было бы неправильно полагать, что высокие цены на горючее вводят россиян в растраты. Пока они готовы платить – такой расклад на рынке бензина допустим, и он сохранится. Значит, потребности в решительных мерах пока нет.

Цепная реакция

Еще большую серьезность этой проблеме придает тот факт, что от цен на бензин зависит не только степень возмущения автомобилистов и «навар» монополистов, но еще и цены на многие другие товары внутри российского потребительского рынка. Причина такой взаимозависимости в том, что на доставку любого продукта с прилавок магазина требуется потратить определенное количество денег, иными словами, покрыть транспортные издержки. То же самое надо сделать и в ситуации с доставкой сырья на место производства конечного товара. В условиях высоких цен на бензин, они также значительно повышаются. Отсюда – и неконтролируемый рост цен. Все это в какой-то степени напоминает карточный домик – проблема в одной области влечет за собой увеличение давления на все другие.

Сколько стоит бензин за границей?

Для того чтобы рассуждать о ценах на бензин в других странах и сравнивать ситуацию там с российской, нужно разобраться, из чего складывается цена за один литр горючего топлива, которое в России, кажется, скоро станет на вес золота. На ценообразование в этой отрасли влияют:

  • Себестоимость бензина;
  • Налоговая политика;
  • Накрутки, связанные с реализацией (опт или розница);
  • Наценка конкретного производителя;

Самым влиятельным фактором из вышеперечисленных является налоговая политика государства по отношению к энергетическому сектору экономики. С этой точки зрения все страны мира можно разделить на три категории:

  1. Страны, где Правительство устанавливает налоги на высоком уровне, что ведет к высокой стоимости бензина (Европейский страны, Россия);
  2. Страны, где налог не превышает 20% от розничной цены бензина. Самый яркий пример такой довольно успешной политики – США;
  3. Страны, где налоги на топливо установлены на очень низком уровне, притом, что отрасль не финансируется достаточно, и это вызывает ее коллапс или торможение (некоторые латиноамериканские государства и страны Ближнего Востока);

Возможны ли изменения?

Осознав, чем в реальности грозит такое положение на российском рынке топлива и абсолютное бездействие в отношении этого вопроса властных структур, эксперты взялись за разработку потенциальных стратегий по выходу из энергетического кризиса. Выяснилось, что все осложняется двумя важными факторами:

  • Во-первых, изменить ситуацию способно только государство, так как основная цель частных компаний – получение наибольшей возможной прибыли, и вопросы повышения цен и ухудшения экономической обстановки в стране волнуют их руководство не в первую очередь. Пока официальных мер нет – ситуация не изменится.
  • Во-вторых, завязанность российской экономики на энергетическом секторе. Это, в свою очередь, делает проблематичным понижение налоговой ставки на горючее, а значит и снижение цен на него.

Таким образом, изменить ситуацию в корне и в одночасье вряд ли получится. Однако, первые шаги к решению вопроса «нефть дешевеет – бензин дорожает», которые через какое-то время принесут свои результаты, Правительству можно сделать уже сейчас.

Почему не принимаются никакие меры?

Существенное понижение налога на горючее (сейчас он находится на уровне 55% от розничной цены) для российского Правительства сродни самоубийству, потому что в этом случае бюджет лишится самой большой статьи доходов – от энергетической отрасли. А в условиях обесценивания рубля по отношению к Западным валютам и нестабильной внешнеполитической обстановки, которая тоже является фактором влияния, это сделать еще сложнее. Кроме того, на мировом рынке энергоносителей появляются все новые игроки, что тоже создает свежие вызовы российской экономике.

Цены на российских заправках

Самые высокие цены на бензин можно найти на заправках Ульяновской области. Почему именно там – нет внятного объяснения, но общий тренд на повышение цен заметен по всей территории государства. По идее, уровень роста соизмерим с уровнем инфляции. Например, в 2014 году цены выросли более, чем на 9%, притом, что официальная инфляция составила 7,7 %. Для сравнения, средняя цена литра бензина на заправках Ульяновска за год выросла почти на 12%.

Таким образом, начинать реформирование энергетической отрасли в стране, несомненно, стоит в комплексе с другими экономическими мерами, которые сгладят последствия от снижения налога на энергоносители. Пока долги российских компаний остаются заоблачными, а главным мотивом – извлечение выгоды любыми способами, вопрос «почему в России дорогой бензин, хотя нефть дешёвая?» останется актуальным еще долгое время.

Остались вопросы? Задайте их в комментариях ниже.
Комментарии

Ваш комментарий

*